ITIL Practitioner

vendor-ITIL

Продолжительность курса — 2 дня

Анкета и программа курса «ITIL Practitioner».

Появление в 1992 году библиотеки книг ITIL v.2 обеспечила группировку имеющихся к тому времени знаний в области организации ИТ процессов и фактически обеспечило начало активного использования методологии на практике. Книги давали исчерпывающие ответы на вопросы «Что необходимо делать?» и обоснования «Почему это необходимо делать?», однако ответ на вопрос «Как это нужно делать?» методика не давала. Это было основным её недостатком. Данный недостаток фактически был устранён с выходом следующей версии библиотеки ITIL v.3. Новый набор состоит уже из 5 книг гораздо большего объёма и довольно хорошо покрывает все практические вопросы реализации ИТ процессов.

Однако статистика применения методики на практике оставляла желать лучшего: процент успешно реализованных проектов оставался не очень высоким, несмотря на наличие книг, качественных тренингов и консалтинга. Основной причиной неудачных или мало результативных проектов в этой области компания Axelos (www.axelos.com, текущий владелец методологии ITIL) посчитала фактор сложности реализации такого рода проектов. Коротко факторы, которые нужно обязательно учитывать при проведении изменений, указаны в ITIL (принципы «Непрерывного совершенствования», «4P» и др.), но «Как правильно и последовательно организовать этот проект?», применив эти принципы на практике – это осталось «за кадром». Слабый результат при проведении сложных организационных изменений в компании вызван, как правило, такими факторами как:

— слабое применение (или не применение) основополагающих принципов при проведении сложных организационных изменений в компании (Organizational Change Management): это вопросы общего менеджмента, не покрытые методологией ITIL;

— не учёт интересов РАЗНЫХ заинтересованных сторон и (или) неумение выстроить правильные отношения с ними;

— неумение обосновать инвестиции на эту деятельность, и, как следствие, слабая поддержка владельцев и высшего руководства компании;

— неправильная или не чёткая постановка целей проведения изменений, неизмеримость поставленных целей;

— слабый учёт сопротивления персонала, не вовлечение его в эту деятельность и слабая мотивация;

— неправильно или слабо выстроенные коммуникации при проведении изменений;

— отсутствие практического опыта проведения подобного рода изменений и в компании.

Созданное компанией Axelos в 2015 году руководство по проведению сложных организационных изменений «ITIL Practitioner» основано на накопленном опыте проведения такого рода изменений и работ в компаниях консультантами–практиками. Созданный нами тренинг «ITIL Practitioner» длительностью 3 дня (24 ак. часа) базируется на реальном сценарии (Scenario-Based Training) и помогает получить практический опыт применения этих методик в процессе тренинга на примере одной из компаний.

Цель курса:

Изучить принципы проведения сложных организационных изменений (к которым, как правило, относятся проекты по реализации и совершенствованию процессов) и научиться применять их на практике, сводя к минимуму риски и проблемы, связанные с их использованием.

Целевая аудитория:
— Высшее руководство ИТ;
— Менеджеры по управлению качеством;
— управление среднего звена, вовлечённое в проведение проектов по оптимизации деятельности организации;
— Ключевые сотрудники подразделений, вовлечённые в проекты по оптимизации деятельности организации;
— Консультанты, задействованные в планировании и реализации проектов по оптимизации деятельности организации.

Требуемые знания и профессиональный опыт участников тренинга:

— базовые знания в области управления

— пройденный курс «ITIL Foundation» (v.3 или 2011), или наличие сертификата «ITIL Foundation» (ITIL v.3 или ITIL 2011)

— наличие опыта управления подразделениями и (или) ведения проектов

Программа курса:

Введение

  • Представление участников. Цели и задачи курса.
  • Изучение практического сценария и распределение ролей.
  • Общий обзор метода непрерывного улучшения (CSI Approach).
  • Обзор основополагающих принципов проведения сложных изменений.

Определение видения улучшений и текущего состояния (What is the vision? Where are we now?)

  • Описание текущей ситуации и контекста.
  • Идентификация и анализ заинтересованных лиц.
  • Проведение оценки текущей ситуации и «бенчмаркинг».
  • Практическая работа: выявление основных заинтересованных лиц и описание их основных целей; проведение SWOT анализа; фиксация результатов анализа.

Управление организационными изменениями Organizational Change Management (OCM)

  • Роль и влияние OCM при проведении сложных изменений. Методы OCM.
  • Кривая изменения эмоционального состояния при проведении изменений.
  • Три фазы изменения по Вильяму Бриджу. Цикл Гарнера.
  • Основные правила построения отношений и вовлечения людей в проект.
  • Практическая работа: решение практических задач и контрольных вопросов.

Определение целей проекта. Создание «Бизнес плана» (Where do we want to be?)

  • Проведение анализа несоответствий «gap analysis».
  • Определение и согласование целей, задач и метрик.
  • Анализ жизнеспособности (реальности достижения целей).
  • Расстановка приоритетов.
  • Создание Бизнес плана и соглашений.
  • Практическая работа: заполнение формы анализа заинтересованных лиц и реестра улучшений; создание начальной версии (черновика) бизнес плана; презентация.

Организация эффективного взаимодействия (коммуникаций)

  • Основные принципы эффективного взаимодействия (коммуникаций).  
  • Основные техники и типы взаимодействия (коммуникаций). 
  • Организация встреч и совещаний.

Планирование проекта. Создание «дорожной карты» (How do we get there?)

Определение контекста планирования и создание плана проекта:

  • методы планирования;
  • использование итерационного подхода при планировании улучшений;
  • использование пяти аспектов Service Design для контроля охвата планирования;
  • Использование Balanced Scorecard при планировании метрик процессов, существующих методологий и методов;
  • Согласование и утверждение плана.
  • Практическая работа: создание плана проекта и плана взаимодействия (Communication Plan). Использование шаблонов Balanced Scorecard Template и Meeting Notes Template при создании планов.

Измерения и использование метрик при проведении изменений.

  • Определение и согласование ключевых факторов успеха (CSFs) на основе целей проекта.
  • Определение метрик (KPIs) и способов их измерения для измерения степени достижения CSFs. Использование COBIT для каскадирования целей. Использование метрик различных категорий и типов.
  • Проведение оценок и составление отчётов. Использование DIKW модели и Report Worksheet Template при составлении отчётов.
  • Практическая работа. Решение практических задач и контрольных вопросов.

Управление проектом на этапе исполнения (Did we get there?)

  • Использование шаблона Benefits Realization Review Template и различных видов графических отчётов для отслеживания хода и результатов выполнения задач.
  • Управление сопротивлением персонала.
  • Практическая работа. Использование Communication Success Criteria Worksheet.

Фиксация результатов изменений (How do we keep the momentum going?)

  • Методы фиксации результатов организационных изменений, обеспечивающие гарантии не возврата к предыдущему состоянию.
  • Идентификация последующих шагов цикла непрерывного улучшения.

Перечень предоставляемых на тренинге материалов.

В рамках тренинга предоставляется в «бумажном виде” книга, содержащая:

— слайды курса в распечатанном виде

— практические задания и контрольные вопросы + примеры ответов на практические задания и контрольные вопросы (выдаются после их выполнения).

Кроме этого в электронном виде выдаются материалы и шаблоны документов для применения их на практике и при выполнении работ на курсе, электронные книги, и т.д. объёмом примерно 700 Мб.

Основные компоненты электронного набора материалов включают:

— Набор шаблонов документов, рекомендуемых для применения на практике при организации сложных изменений;
— Книги ITIL v.3 / 2011
— Материалы для подготовки к сертификационному тесту «ITIL Practitioner», включая наборы тренировочных тестов (test dumps)
— Электронные книги и практические руководства других авторов схожего содержания на тему «IT Service Management» или близкие темы.
— Книги и модели по аудиту и контролю качества реализации процессов: COBIT, CMMI, TIPA
— Набор стандартов ISO в электронном виде: ISO 9000, 20000, 27000 (части 01 — 06), 15504 (аудит процессов), и другие.
— Подборка нескольких десятков полезных и важных статей на тему IT Service Management (этот набор периодически пополняется).

ITIL Practitioner
IT Service Management: ITIL & COBIT, ITIL/ ITSM,